Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
Гимназия №3 в Академгородке

О кафедре

Цели работы ФМО

- воспитание высокообразованного, с широким кругозором, глубоко интеллигентного человека, ·имеющего прочные знания, умения и навыки;
- обучение методам получения знаний, самопознания и самообразования;
- овладение учащимися системой физико-математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому человеку, а также для продолжения обучения в системе непрерывного образования;
- совершенствование технологии развивающего обучения;
- обучение учащихся начальным формам исследовательской деятельности;
- овладение учащимися методом научного знания;
- интегрирование школьных предметов в общее пространство взаимовлияния наук для создания у учащихся цельного образа системы познания и мироздания;
- обучение методике экспериментирования;
- развитие способностей к решению олимпиадных задач;
- достижение в возможно большей мере воспитательных целей, относящихся к интеллектуальной деятельности и формированию характера.

Эти цели сводятся к процессам логического мышления, которые выражают в умении:
- рассуждать;
- анализировать;
- абстрагировать;
- схематизировать;
- обобщать;
- классифицировать;
- мыслить дедуктивно;
- разрешать противоречия;

к рациональным качествам мысли и ее выражении в категориях:
- порядок;
- точность;
- ясность;
- лаконичность;
- ассоциативность,

к духу наблюдения, пространственным и количественным представлениям, к интуиции и воображению в абстрактной области, к развитию внимания и способности сосредотачиваться, к воспитанию настойчивости и привычки работать упорядоченно, наконец, к формированию научного духа в виде:
- объективности;
- интеллектуальной честности;
- вкуса к исследованию, творчеству;

Концепция ФМО

Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием. Ведущая идея физико-математического образования (ФМО) гимназии в контексте гуманизации образования.

Все это послужило осознанию того факта, что интеллект является не только качеством личности; интеллект - важнейший ресурс в жизнедеятельности любой системы. Следствием такого осознания выступило формирование стратегии в ФМО по наращиванию этого ресурса.

Изучение точных наук вносит определяющий вклад в интеллектуальное развитие личности, формирует духовную сферу человека, вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.

Посредством ознакомления учащихся с математикой и физикой как определенным методом миропознания, формирования у них представления о точных науках как части общечеловеческой культуры, реализуется гуманитарная направленность школьного физико-математического образования.

Математика и физика - гуманитарные предметы, которые позволяют человеку правильно ориентироваться в окружающей действительности и "ум в порядок приводят". В точных науках реальные процессы описываются на особом математическом (физическом) языке в виде математических (физических) моделей. Поэтому "математический (физический) язык" и "математическая (физическая) модель" - одна из ключевых идей ФМО.

При наличии такого идейного стержня точные науки предстают перед учащимися не как набор разрозненных фактов, а как цельные развивающиеся и в то же время развивающие дисциплины.

В концепции ФМО гимназии реализуется принцип ведущей идеи - развитие творческого мышления.

Путь развития при изучении точных наук состоит в формировании у учащихся характерных для этих приемов мыслительной деятельности.

Интенсивное интеллектуальное развитие - одна из особенностей в жизни современного общества. Это развитие происходит в условиях возрастающего массива задач, решение которых требует не только профессионализма, но и различных качеств творческого мышления.

Принцип ведущей идеи ФМО гимназии имеет свои особенности для каждого звена гимназической вертикали. Эти особенности связаны с этапами развития творческого мышления, которые можно представить схематично в виде "лестницы роста":

Принципы КТН

1. Принцип демократизации образования:
- соблюдение прав учащихся;
- расширение прав и ответственности учащегося и педагога;
- сотрудничество обучающего и обучаемого;
- приспособление обучения к индивидуальным способностям и эволюции мышления учащегося;
- дифференциация обучения и контроля.

2. Принципы развивающего обучения:
- обучение должно управлять темпами и содержанием психического развития учащегося, создания для него условий, обеспечивающие его соответствие высоким нормам и потребностям будущего общества;
- изучаемый материал должен быть понят и осмыслен;
- учащиеся не должны получать готовые знания: усвоение материала осуществляется в ходе выполнения действий, устанавливающих источник происхождения знания;
- обучение учащихся методам получения знаний.

3.Приоритет понимания над знанием и узнаванием:
- приоритет гомоморфных и продуктивных умений над изоморфными;
- приоритет размышления и рассуждения перед "натаскиванием" и заучиванием наизусть;
- ограничение роли памяти закрепление фундаментальных результатов;
- обеспечение усвоения понятий и операторных процессов прежде введения формального обобщения;
- приоритет эвристического исследования вопросов перед доктринальным изложением теорем;
- переход к абстрактному, отправляясь от конкретного так часто, насколько это возможно, и когда это полезно - к фактическому изображаемому или воображаемому экспериментированию для подготовки определения или доказательства;
- побуждение учащихся к собственным формулировкам идей и к открытию отношений и свойств раньше, чем ему будет внушена вполне завершенная зрелая мысль.

4. Принцип увлекательности:
- побуждение и поощрение учащихся к активному изучению предметов;
- пробуждение и поддерживание интереса учащихся к точным наукам;
- использование материала занимательного характера.

5. Принцип параллельностиизучения материала:
- повторение;
- обобщение.

6. Принцип вариативности - различные приемы и методы изучения материала.

7. Принцип самоконтроля и исправления собственных ошибок учащегося.

8. Принцип научного руководства:
- осуществление научного руководства исследованиями учащихся;
- участие в школьных научных конференциях районного и городского уровней;
- обучение методам исследовательской деятельности;
- обучение оформлению курсовых работ.

9. Положение о работе с одаренными детьми (читать).

10. Принцип универсальности ФМО.