Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
Гимназия №3 в Академгородке

Форум Ученые Сибири

01.12.21

16-20 ноября 2021 г. в Новосибирском Академгородке состоялся второй Региональный форум «Ученые Сибири: наука и творчество», посвященный Году науки и технологий, 121-ой годовщине со Дня рождения академика М. А. Лаврентьева и 310-летию со Дня рождения М. В. Ломоносова.

Цель Форума - популяризация творческой деятельности известных сибирских ученых прошлого и современности среди детей, подростков, молодежи и широкой общественности.

Направления работы Форума: «Песенное, музыкальное, танцевальное и театральное творчество сибирских ученых»; «Изобразительное, декоративно-прикладное и фото творчество сибирских ученых»; «Поэзия и проза как творческое хобби сибирских ученых»; «Туризм и спорт как творческое самовыражение сибирских ученых».

На секциях Форума были представлены презентации об опыте сибирских ученых прошлого и современности не только в сфере научной деятельности, но и в творчестве, на демонстрационных площадках, выставках и в концертной программе «Творцы науки и искусства» – примеры творческой деятельности ученых Сибири.

В этом году в программу Форума был  включен конкурс-фестиваль творческих детско-юношеских и молодежных исследовательских и творческих работ «Рассказы о родителях – творцах науки и искусства».

 Гимназия №3 в Академгородке- соорганизатор мероприятий. Три дня наши ребята принимали участие в удивительных встречах, сами готовили материалы, выступали. Всего в мероприятиях приняли участие 44 учащихся , 4 педагога гимназии. Послушаем участников.

 16.11.2021 «Точка кипения»

ПЕЧЕРСКАЯ АРИНА 10а

Сегодня, 16 ноября, нашему 10А классу удалось не только побывать, но и поучаствовать в организации регионального форума "Ученые Сибири: наука и творчество". Этот форум проходит всего второй год, а в этом году впервые в очном формате.

Сама по себе тема форума очень заинтриговала. У слушателей сначала происходили просто несостыковки в голове: как это, наука и творчество? Как у ученых хватает времени на это? Ответ нам дал с первых минут оркестровый ансамбль, участниками которого являются учёные и сотрудники институтов.

На пленарной части нам рассказывали, что из себя представляет это мероприятие, почему так важно донести до молодежи, что наука -это нескучно, что учёные тоже могут заниматься и музыкой, и фотографией, и художественно-прикладным творчеством. Например, очень мне понравилась история жизни Ивана Юрьевича Кулакова. Он - настоящий пример человека, который в своей жизни совмещает науку и творчество. Его специальность - геофизика и геодинамика, преподаёт на кафедре геофизики НГУ. Но ныне он также известен как талантливый художник в Новосибирске и других городах. Картины Ивана Юрьевича действительно такие же удивительные и особенные, как и он сам!

После начались работы по секциям. Я посетила объединённую лекцию: «Изобразительное, декоративно-прикладное и фото творчество сибирских ученых» и «Поэзия и проза как творческое хобби сибирских ученых». Докладчики были абсолютно с разными уровнями подготовки, выступления, содержания. Но то, как воодушевлённо каждый рассказывал об ученом, будь это его родственник или просто личность, которая ему понравилась, действительно поражало! Как было приятно смотреть на Любовь Никифоровну Фефелову, которая с очень тёплыми эмоциями рассказывала о своих курсах шитья и дизайна «Фасон». Как ученики 5 гимназии рассказывали о своих талантливых и умных родителях! Очень интересно было послушать Юлю Бомштейн, ученицу 11А класса нашей гимназии, про Влаиля Петровича Казначеева - доктора медицинских наук и прекрасного поэта.  Наш учитель обществознания Алла Леонидовна Воронцова тоже  выступила с докладом о творчестве  местной поэтессы. Даже хорошо знакомая нам Анастасия Близнюк посетила секцию и поучаствовала в разговоре.

Побывав на двух частях этого свежего и нового форума, я хочу сказать, что с удовольствием бы приняла в нем участие, послушала новых людей с новыми историями! Даже самой захотелось найти в семье ученого, который бы увлекался творчеством, и рассказать о нем. Желаю нам всем почаще ходить на такие насыщенные и интересные мероприятия и, конечно, больше науки и творчества в жизни!"

17-18.11.2021  в Выставочном центре СО РАН прошли тематические встречи, посвященные ученым - творцам науки и искусства:

17.11.2021 Выставочный центр СО РАН «М.А. Лаврентьев-ученый и творец». Встречу подготовил Лицей №130 им. Лаврентьева. Нашу гимназию представила делегация 7А класса. 

Минаева Рита 7А

Это мероприятие было очень познавательно,  я узнала много нового о  М.А. Лаврентьеве. Ребята из 130 лицея очень интересно подали информацию.

Глотова Мира 7А

Меня вдохновило это мероприятие. Я осознала, что один человек может изменить многое. Также было интересно посмотреть на проекты студентов по реставрации дома-музея М.А. Лаврентьева.

Фольц Дима, 7А

Мне очень понравилась сама идея этого мероприятия, ведь чтить память такого важного для Академгородка человека — это важно. Поразил также размах проделанной работы над проектами по реставрации дома-музея Лаврентьева.

18.11.2021 Выставочный центр СО РАН «Казначеевы-отец и сын». Встречу подготовили и провели учителя гимназии Козочкина Е.В. , Чеснокова Т.В. и учащиеся 9А класса.

Лопаткина Аня, 9А

18 ноября прошел региональный форум "Ученые Сибири. Наука и творчество", на котором мой класс выступил с презентацией, посвященной ученым Казначеевым.

Мне понравился такой формат, в ходе работы над вступлением, мы узнали много новой интересной информации и сплотились как коллектив.

Такие мероприятия способствуют появлению интереса к науке и истории своих соотечественников, формируют жизненную позицию и нравственные качества. Также было интересно послушать ветеранов Академгородка и их наставления.

Я благодарна организаторам и своим учителям за возможность поучаствовать в этом форуме и за полученный опыт.

Про мероприятие  о Казначеевых Светлана Книжник написала так:

https://vk.com/wall-164674_2483

В Академгородке второй год подряд Дом культуры «Академия» проводит региональный форум «Ученые Сибири. Наука и творчество». Одно из мероприятий, посвященное двум замечательным ученым, отцу и сыну Казначеевым, прошло в Выставочном центре СО РАН 18 ноября. Здесь присутствовали люди разного возраста – от школьников до ветеранов.

Сначала пришедшей на встречу молодежи предложили назвать фамилии изображенных на фото сибирских академиков. Увы! Познания быстро исчерпались, и пришлось прибегнуть к помощи ветеранов Академгородка. Почему так? А просто этому не учат в школе, таких вопросов нет на ЕГЭ, об этом не говорят дома. Изменить сложившуюся ситуацию решили преподаватели гимназии №3 Татьяна Чеснокова и Елена Козочкина, а также специалист МКУ МЦ «Калейдоскоп» Ольга Новак.

Учащиеся 9А класса выступили с презентацией об основных вехах биографии Влаиля Петровича Казначеева. Родился в интеллигентной семье, переехавшей в Новосибирск из Томска, занимался спортом и музыкой, увлекался биологией и химией, строил планы по поступлению в консерваторию, но тут началась война. Пройдя фронтовыми дорогами и получив серьезное ранение в 1945 году, Влаиль Петрович оказался в госпитале, где увидел другую сторону военного конфликта: искалеченные люди, их изломанные судьбы и разбитые надежды. Как вернуть их к полноценной жизни, заставить верить, что не все потеряно, кто поможет им заново найти своё место в жизни?

После войны юноша поступает в медицинский институт. Некоторые предметы заинтересовали его настолько, что он оставил мысли о вокальной карьере и посвятил себя изучению человеческого организма. После института врачебная практика и преподавание в alma mater натолкнули учёного на новое восприятие физиологии человека и чего-то другого, не зависящего ни от лекарств, ни от врачей. Разобраться в тайнах человековедения позволяют его замечательные загадки о природе, душе, свободе и родине.

Именно Влаилю Петровичу удалось сформулировать, что такое надежда: это «чувство ожидания чего-то благоприятного в сочетании с уверенностью в осуществлении мечты». Казалось бы, почему учёный, образованный человек, в своих рассуждениях всерьёз оперирует такими понятиями, как душа, духовность и свобода творчества, составляющих следующее нематериальное явление – человеческое счастье? Стоит учесть, что, прежде всего, этот ученый был практикующим врачом с большим стажем. Именно медикам, которые ежедневно видят, как тонка грань между жизнью и смертью, болезнью и здоровьем, раньше других открываются свыше простые истины. Почему один умирает на операционном столе, а второй вдруг выходит из многодневной комы и живет еще десятки лет? Получается, не всё решает статус больницы, качество оборудования, квалификация специалистов и стоимость лекарств. Многое зависит от самого пациента, от того, какой он в душе, чего хочет, к чему стремится, чего ждет от дальнейшей жизни. Зачастую только близость смерти заставляет нас задуматься над тем, правильно ли мы живем, того ли желаем, о том ли мечтаем, считая это счастьем. Неожиданно резкая смена целей и приоритетов позволяет человеку прожить ту жизнь, которая и была для него предназначена. На такие серьезные мысли о человеке в потоке мироздания натолкнуло старшеклассников увиденное и услышанное за эти полтора часа.

 

Сын Влаиля Петровича продолжил дело, начатое отцом. Доктор медицинских наук, профессор, он пытался раскрыть секреты долголетия.

– Сергей Влаильевич трудился в медакадемии, но, несмотря на занятость, много времени уделял оздоровлению жителей нашего района, прежде всего старшего поколения, – с благодарностью вспоминает серебряный волонтер, пенсионер ФИЦ ИЦиГ СО РАН Елена Зиневич. – Будучи последователем своего отца, он рассказывал людям о восточной медицине, оздоровительных духовных практиках, лечебной гимнастике, всегда делая упор на поддержание здоровья пожилых людей. Читал лекции по биоэнергетике и геронтологии в центре «Истоки», на мероприятиях в районной администрации и в ДК «Академия». Его уход из жизни можно назвать тяжелой утратой для всего старшего поколения, которому он помогал.

На прощание активист местной ветеранской организации Дмитрий Дмитриевич Поляков заверил школьников, которые только начинают строить свою жизнь, что они не ошибутся, избрав Казначеевых и их труды своим жизненным ориентиром.

В свою очередь Ольга Юрьевна попросила ребят выступить с этой же программой на других площадках, чтобы нести школьникам и студентам живые знания о корифеях нашей науки.

 

                                                                                                                             Светлана Книжник